Профилактика подростковой наркомании

Проблема наркотической зависимости у подростков

Явление подростковой наркомании с каждым годом только наращивает масштабы. Теперь каждый третий из всех наркозависимых – несовершеннолетний, и это только зарегистрированная статистика. А сколько подростков принимают наркотики в действительности? Опросы подтверждают, что опыт употребления психоактивных веществ имеет почти 80% из всех детей до 17 лет.

Личность подростка еще не до конца сформирована, он стремится стать взрослым быстрее, быть другим, с легкостью справляться с проблемами. Но взрослому ребенку еще не очевидно, что прием наркотиков только усугубляет любые трудности, позволяет лишь временно убежать от них, но никак не решает. Толчком к приему запрещенных веществ может стать подростковая депрессия, психическое заболевание, пример окружающих, «мода» на зависимость среди молодежи.

Влияние наркотиков на организм подростков

Профилактика подростковой наркомании крайне важна, поскольку подростки не осознают, какой урон наносит прием психоактивных веществ и токсинов их здоровью. Например:

  • При приеме героина у трети девочек наступает аменорея (полное прекращение менструаций), а у остальных – грубое нарушение цикла.
  • У несовершеннолетних обоих полов развиваются приводящие к бесплодию нарушения, высок риск врожденных уродств у их детей.
  • Интоксикация приводит к разрушению печени, развитию неврологических расстройств.
  • У подростка-наркомана повреждается психика, сфера воли и эмоций, личность как таковая – деградирует, разрушается.
  • Потребность в наркотике толкает подростков на преступления – воровство, грабеж, диллерство, проституция.
  • В зависимости от способа введения наркотика также возрастает вероятность передачи различных серьезных инфекций (ВИЧ, гепатит, сифилис и др.).
  • Сексуальная расторможенность и неразборчивость оканчиваются не только передающимися половым путем заболеваниями, но и нежелательной беременностью.

Многим девочкам-подросткам под силу справиться с материнством, даже если ребенок не планировался, но если он был зачат в наркотическом опьянении, шанс того, что он будет здоровым крайне мал. Став матерью ребенка с врожденными уродствами и серьезными патологиями, они не выдерживают этой ноши и отказываются от них. А это – серьезная душевная травма для женщины на всю жизнь. Как и перенесение абортов, не говоря уже о высокой рискованности этой процедуры для молодых девочек.

Виды профилактики наркомании

Подростки не любят нотации, лекции про венерические болезни и вред наркотиков, сопровождающиеся пугающими фотографиями. Некоторых из них это только подстегнет к употреблению запрещенных веществ – от желания действовать вопреки.

Профилактика подростковой наркомании должна проводиться ненавязчиво, с учетом особенностей восприятия детей пубертатного возраста.

Почему это должно сработать? В нашей стране прием наркотиков был очень распространен еще в начале XIX века – морфий, опиум, кокаин принимали в салонах, путешествовали на Восток, чтобы испытать некоторые из них. СССР начал борьбу с этим явлением, и это имело результаты. Что этому помогло? Был низкий уровень коррупции среди чиновников, изолированность от влияний других стран «железным занавесом», контроль поведения граждан.

И так было не только у нас: Coca-Cola, многие лекарства содержали наркотики, ртуть, тяжелые металлы, даже радиации приписывались чудодейственные эффекты. Да и совсем недавно алкоголь и сигареты можно было часто видеть по телевидению. Мы стали умнее, и наши дети тоже.

Для того чтобы узнать все о рисках употребления наркотиков, им не нужно много времени. Следует больше сосредоточиться на том, чтобы у детей не было внутренней потребности даже попробовать ПАВ, отсутствовало романтическое представление о зависимости, были цели, стремления, увлечения.

Профилактическая информация должна преподноситься правильно:

  • Быть оптимистичной, мотивационной (чувство безысходности не поможет уже начавшим употребление ПАВ подросткам);
  • Весь негатив должен быть присущ только описанию последствий наркомании;
  • Демонстрация сцен употребления ПАВ или одобряющего его поведения не должно быть в СМИ;
  • Все презентации, лекции и другие материалы должны создаваться специалистами-наркологами, психологами, соцработниками, сотрудниками правоохранительных органов;
  • До представления просветительской информации детям, она должна получить одобрение специального экспертного совета;
  • Необходимо качественное и доступное предоставление анонимной консультативной помощи – горячих линий, телефона доверия, телефон круглосуточной поддержки зависимых.

Профилактика наркотической зависимости среди молодых людей должна включать:

  • Активную воспитательную работу;
  • Санитарно-гигиеническое просвещение;
  • Общественную борьбу с изготовлением, распространением, хранением и употреблением наркотиков;
  • Внесение корректив в законодательство, чтобы обеспечить больший контроль и сформировать у населения должное отношение к наркотикам, алкоголю и табакокурению. Пусть даже из страха понести ответственность.

Создание достойной альтернативы наркотикам

Чтобы заменить наркотики чем-то позитивным, стоит узнать, что же дает прием психоактивных веществ людям. После получения дозы в организме происходит выплеск эндорфинов и дофамина. Эндорфины – «гормоны радости», а дофамин – используемое мозгом вещество для вознаграждения человека за что-то. Также его называют «гормоном мотивации».

Что может вызвать прилив радости, позитива, удовлетворения собой? За что можно было бы сказать себе «спасибо»?

  1. Успехи в учебе.

Учеба и наркотики несовместимы. Если у детей и подростков правильно расставлены приоритеты, им важно получение образования, есть увлечения, интересы и они видят себя в определенных сферах деятельности, то им не понадобится нечто мешающее идти к цели.

Каждая победа над гранитом науки, хорошая оценка, похвала, признание – все это «дозы» нейромедиаторов, которые отправит в кровь мозг ребенка, как здоровое поощрение и мотивацию.

Также выброс гормонов радости, счастья, удовольствия и мотивации стимулируют:

  • Хобби, увлечения, личные достижения и победы;
  • Признание сверстников, учителей и родителей (за успехи в учебе, спортивные достижения, формирования хороших черт личности и др.);
  • Прослушивание любимой музыки;
  • Спорт;
  • Общение с друзьями;
  • Благоприятная атмосфера дома, в компании, на учебе;
  • Воспитание подростком уверенности в себе, самостоятельности;
  • Самосовершенствование – чего бы это ни касалось.

Помните: нельзя оградить своего ребенка абсолютно от всего. Ему нужен собственный жизненный опыт. Опыт побед и поражений, постановки целей и их достижения, развития отношений, в том числе романтических. Ограждая детей от опасностей мира, родители культивируют созависимые отношения.

Центр реабилитации подростков Реверс

Если вы не знаете, как построить линию поведения со своим ребенком переходного возраста, способствовать его развитию как полноценной личности, имеете проблемы взаимоотношений, взаимопонимания – не ждите пока «все разрешится само собой».

Это прямое показание обратиться к специалистам, пока вам не понадобилась серьезная медицинская помощь. А если вас сильно заботит профилактика подростковой наркомании, то это уже говорит либо о вашей повышенной настороженности в этом вопросе, либо о том, что причины / предпосылки начать прием наркотиков у вашего подростка действительно есть.

Доверьте оценку отношений, типа личности вашего ребенка, его мотивационных, волевых, эмоциональных сфер специалистам Реверс.

Мы работаем с семьей, поскольку подростковая наркомания или даже просто ее риск – это в первую очередь проблема семьи. И в ее руках помочь подростку ощутить себя нужным, счастливым. Вы справитесь! Стоит только узнать, каким именно способом лучше найти подход в вашем конкретном случае